Поговорим о ROI — показателе, который помогает оценить эффективность инвестиций. Считать его просто необходимо как на старте бизнеса, так и во время его взлетов и падений. Так вы поймете, есть ли отдача от вложений в ваш бизнес, и какая именно. Сейчас подробнее разберемся с ROI и его формулой: как ее считать и использовать в маркетинге и бизнесе в целом.
Что такое ROI
ROI (Return on Investment) — это показатель возврата инвестиций. Другими словами, это соотношение прибыли к затратам, выраженное в процентах. ROI показывает, насколько эффективно вы используете свои ресурсы, и каков процент возврата инвестиций в ваш бизнес.
Зачем вообще считать ROI?
Во-первых, знать ROI важно для себя, чтобы понимать: движется ваш бизнес вверх или падает в пропасть. Во-вторых, вот еще несколько причин:
Оценка эффективности инвестиций. ROI помогает определить, какие инвестиции приносят наибольшую отдачу, и вообще, прибылен ли бизнес.
Оптимизация бюджета. Зная ROI, вы можете перенаправить ресурсы в более эффективные проекты или ответвления бизнеса.
Привлечение инвесторов. Для них ROI — это один из решающих показателей при выборе, куда вложиться.
Управление рисками и принятие решений. Когда вы регулярно отслеживаете ROI, вы можете подстраховаться, чтобы минимизировать риски, например, в сезон, когда спрос минимален.
Как считать ROI: формула
Чтобы посчитать ROI, вам нужно вести учет расходов и доходов. Это поможет вывести адекватную картину через следующую формулу ROI:
ROI = (Доход от вложений — Вложения) / Вложения * 100%
Вложения — это инвестиции, то есть все, что вы вложили в бизнес, чтобы он генерил доход:
аренда помещения,
сырье,
зарплаты,
поддержка сайта и реклама,
упаковка,
оборудование.
Доход от вложений — это сумма, которую вы заработали. Здесь можно использовать как валовую, так и чистую прибыль. Чаще всего в формулу подставляют именно валовую прибыль (то есть без учета вычета налогов и других финансовых обязательств бизнеса). Но единого правила по расчету ROI (возврата инвестиций) — нет.
Какой показатель ROI — хороший?
Хороший показатель ROI варьируется в зависимости от отрасли и специфики бизнеса. В среднем, положительный ROI (выше 0%) уже говорит о том, что ваши инвестиции приносят прибыль. Однако, чем выше ROI, тем лучше: например, от 10%. ROI выше 100% означает, что каждая вложенная единица приносит более одной единицы прибыли, что является отличным результатом.
Пример расчета ROI
Пример расчета ROI
Допустим, бренд свечей вложил в оборудование, сырье и аренду 80 000 ₽, 20 000 ₽ в онлайн-продвижение и 100 000 ₽ в зарплаты. При этом прибыль составила 250 000 ₽. Считаем ROI по формуле:
(250 000 — 200 000) / 200 000 * 100% = 25%
ROI в 25% означает, что на каждый вложенный рубль производство получило 0,25 рубля прибыли. Это хороший результат, который показывает, что вложения оправданы.
ROI в маркетинге — это ROMI
В маркетинге ROI часто называют ROMI (Return on Marketing Investment). Разница лишь в том, что ROMI оценивает эффективность конкретно маркетинговых инвестиций. Формула расчета та же, но фокусируется на маркетинговых затратах и прибыли. В блоге мы уже рассказывали о том, как считать ROMI и интерпретировать результаты.
Отличие ROI, ROMI и ROAS
Говоря просто, ROI сосредоточен на возврате всех инвестиций в бизнес (производство, аренда, зарплаты, реклама), а ROMI и ROAS — на инвестициях в продвижение.
Отличие ROI и ДРР
ROI оценивает рентабельность инвестиций, а ДРР (Direct Response Rate, Доля Рекламных Расходов) — соотношение затрат к прибыли от рекламы.
ДРР = (затраты на рекламу / доход от рекламы) * 100%
Показатель ДРР чаще всего используют специалисты рунета. Западные маркетологи в основном считают ROI/ROMI и не используют ДРР в работе.
Какой показатель ДРР считается хорошим?
В ситуации с ROI, чем выше его процент, тем выше прибыльность бизнеса. А вот с ДРР все наоборот: чем ниже процент ДРР, тем лучше. Хороший показатель ДРР варьируется в зависимости от канала и типа рекламы. Например, для email-рассылок хороший ДРР может составлять 10−20%, тогда как для контекстной рекламы это может быть 2−5%.
Когда реклама шик, а упаковка так себе — лиды грустят и уходят
Поможем упаковать ваш бизнес в конфетку. Делаем лендинги и многостраничные сайты на основе маркетинговых исследований — умеем подстроиться под нужную ЦА.
После того, как вы разобрались, что такое ROI и как его считать, встает вопрос: а как часто садиться за подсчеты? Считать ROI нужно регулярно, хотя бы для того, чтобы отслеживать прогресс. Оптимальная частота зависит от масштабов и регулярности ваших инвестиций. Например, для крупных проектов имеет смысл считать ROI ежеквартально или ежегодно. Для более мелких и частых инвестиций — ежемесячно.
Ошибки в подсчете и интерпретации ROI
Не учитывать все затраты. Убедитесь, что вы включаете прямые и косвенные затраты, перед тем как подставлять значения в формулу расчета ROI. Можно забыть или проигнорировать какие-то расходы, но они же есть, и выливаются из вашего кошелька. Если не учесть их при подсчете ROI, то формула для вас окажется дырявой и неправдивой.
Выбрать не тот временной интервал и считать ROI нерегулярно. Например, слишком короткий период может не учитывать долгосрочные отношения с клиентом, а слишком длинный — скрыть краткосрочные успехи.
Забывать сравнивать результаты. Сравнивайте текущие показатели ROI с вашими предыдущими результатами в аналогичный период. Это поможет лучше понять, где ваши сильные и слабые стороны, в какой период вы можете делать больше прибыли, если увеличить вложения.
Мы посчитали ROI. Что делать с ним дальше?
Голые цифры ничего не дают: отчетность всегда ведут, чтобы принимать решения. Вот несколько вариантов, как сделать расчет ROI полезным для роста вашего бизнеса.
Оптимизировать бюджет. Допустим, ваш ROI показал, что за 2 последних месяца контекстная реклама принесла больше прибыли, чем таргетированная. Вы решаете увеличить бюджет на контекст и сократить расходы на таргет.
Предотвратить беду. Вы увидели, что за последние полгода ROI стабильно падает. Сезонность тут ни при чем. В этом случае вы решаете пересмотреть бизнес-модель, сменить поставщика, сэкономить на сырье и т. д. — лишь бы ваше дело осталось на плаву. Иначе ROI продолжит падать, а значит, бизнес станет убыточным.
Поставить новые цели. Если ROI растет, вы можете подумать, как помочь ему расти быстрее, а значит, больше зарабатывать. Например: увеличить ROI на 10% в следующем квартале. Конкретная цель поможет вам мотивировать и себя, и команду.
Как это сделано: читайте о жизни веб-студии в NAJES китchen