Заказать обратный звонок
Оставьте свой номер телефона и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Нажимая "Заказать звонок" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Для чего необходимо техническое задание (ТЗ) и как правильно его составить?

Сегодня мы расскажем Вам, что такое ТЗ, для чего он необходим и как его составить. Данная статья, будет полезна как начинающим, так и опытным разработчикам а так же заказчикам.

Важным решением в разработке сайта и других проектов для заказчика является возможность правильно донести информацию до исполнителя, чтобы избежать так называемый «Закон Мерфи», так как часто происходит так, что разработчик не правильно понимает клиента и проект в итоге может не оправдать ожидания. Поэтому для того чтобы избежать недопонимания между сторонами, необходимо грамотно составить Техническое Задание.

Техническим заданием (далее ТЗ) является документ, отражающий все необходимые требования к будущему проекту, в котором описываются все технические требования для создания проекта.

ТЗ важен как исполнителю, так и клиенту, так как данный документ помогает исполнителю хорошо понять, что требует заказчик, а также застраховаться от внезапных «хотелок» со стороны клиента, в свою же очередь клиенту рассказать то, что необходимо при разработке, упростить контроль и получить точную цену на разработку проекта. Таким образом, работа по техническому заданию сводит к минимуму все возникающие разногласия.

Для грамотной разработки ТЗ, необходимо соблюдать несколько несложных правил, которые помогут избежать дальнейших недопониманий:
1
ТЗ составляет и клиент и исполнитель

Иногда возникает вопрос, кто должен составлять ТЗ - клиент или исполнитель, ведь клиент не может знать все тонкости работ при разработке и не может знать, что возможно выполнить, а что нет, в свою очередь исполнитель не знает, что требуется от него, так как основные требования выдвигаются клиентом. Так вот решением данной загвоздки выступает совместное составление ТЗ: клиент составляет требования, исполнитель их фиксирует, сортирует и создает необходимый документ. Иными словами клиент разрабатывает ТЗ руками исполнителя. Клиент обязан познакомить исполнителя с компанией, продуктами и целевой аудитории (далее ЦА); объяснить для чего нужен сайт, рассказать, что необходимо использовать, а что нельзя и ответить на вопросы исполнителя, для полного вовлечения в проект. Исполнитель же обязан погрузиться в проект и для реализации конечного ТЗ задать все необходимые вопросы. Таким образом, клиент создает собственное ТЗ, для реализации уже конечного ТЗ исполнителем.
2
ТЗ необходимо составлять понятно

Цель ТЗ это то, чтобы клиент и исполнитель поняли друг друга, следовательно в нем не должны быть обобщенные понимания и невнятные формулировки. Все предложения и текста должны быть конкретными и однозначными. Текста в виде «сайт должен быть красивый и современный» быть не может, так как у всех разное представления о красоте и так далее. Если такие текста присутствуют, то значит такое ТЗ не будет являться гарантом предотвращения дальнейших недопониманий.
3
Все термины должны быть объяснены

Главным правилом разработки ТЗ является понятно-составленное ТЗ для обеих сторон. Нельзя использовать сленги, которые используются только в определенном круге лиц или они должны быть расписаны, чтобы в дальнейшем клиент понимал их. К примеру клиент не может знать сразу что такое «Подвал» сайта. Таким образом, необходимо расписать что это блок, отображаемый внизу каждой страницы сайта.
Важной частью в ТЗ является не только ее грамотность, но и полный механизм действия работы. Для этого мы поэтапно разберем, что необходимо использовать для дальнейшей работы:
Описание сайта
Необходимо рассказать какой сайт вы хотите. Необходимо четко понимать что необходимо – лендинг, интернет магазин или многостраничный сайт, если многостраничный то сколько страниц необходимо. Опишите ЦА, конкурентов, и т.д.
1
Структура сайта
Без представления о структуре невозможно разработать хороший сайт. Необходимо расписать какие страницы будут на сайте, сделать это можно разными способами будь то схема или таблица, главное чтобы было понятно какая страница у каждого раздела.
2
Детали сайта
Для оправдания ожиданий необходимо знать какие детали при разработке сайта можно использовать, а какие нужно избегать, к примеру, описать подробно какие картинки и видео необходимы, какая цветовая гамма, какое количество блоков или страниц необходимо использовать.
3
Функционал сайта
Для функционала сайта необходимо решить, что необходимо клиенту:
  • новостной блок;
  • рекламный блок;
  • регистрация;
  • форма обратной связи;
  • и т.д.
4
Сроки разработки сайта
Каждый разработчик обязан указать срок разработки сайта. Сроки также необходимо указывать точно и однозначно, нельзя использовать невнятные формулировки (к примеру месяц).
5
Помните, чем больше информации будет в ТЗ, тем лучше и качественнее будет разработан сайт. ТЗ является гарантом результата подтверждающие ожидания клиента.